профилактика зависимостей, ПОДДЕРЖКА ЦЕНТРОВ, ПОМОЩЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Зависимость. Защитить себя!

Очень много в последнее время сказано об этой болезни. Явление это для человечества не новое. Но особенно негативные последствия оно принесло в наш мир в последнее два столетия.

Это явление и его последствия можно легко сравнить с крупной катастрофой общечеловеческого масштаба. По разрушительности и количеству жертв его можно поставить в один ряд с крупнейшими землетрясениями, наводнениями, цунами и извержениями вулкана. С локальными войнами и геноцидом.

Так как эта проблема напрямую связана с человеком и его жизнедеятельностью, то для начала необходимо разобраться, что мы вкладываем в «понятие» человек? Из чего состоим мы? Наша жизнь?

Зададим себе ряд вопросов и попробуем на них ответить…

Первый вопрос. Кто такой человек?

И из чего он состоит?

Что входит в понятие «человек»?

Разговаривает ли кто-то с нами из взрослых про это в детстве? Дома? В школе?

Вопрос номер два, который имеет смысл обсудить, – что такое здоровье? 

Кто такой здоровый человек?

Какие виды здоровья вы знаете?

Разговаривает ли кто-то с нами из взрослых про это? Дома? В школе?

Любого человека можно смело разделить на четыре составляющие, основные сферы, каждая из которых взаимосвязана и влияет на три остальные:

– биологическую сферу.

В неё входят внутренние и внешние органы. Их физическое здоровье и полноценное функционирование. Наше тело как вместилище и сосредоточение всего остального. Каркас, вмещающий в себя душу и психику. Все те биохимические процессы, которые независимо и незаметно для каждого из нас протекают внутри каждую миллисекунду. Обмен веществ, биение сердца и процесс наполнения легких воздухом, а крови кислородом и углекислым газом. Процесс питания и выделения тканей и каждой клетки нашего организма. Процесс старения и регенерации;

– психологическую сферу.

К ней мы отнесем психическое здоровье. Способность фантазировать, строить предположения, абстрактно и логически размышлять. Чувствовать и осознавать свои чувства и эмоции. Ощущать гармонию и красоту мира. Видеть ее во всем. В любых проявлениях мира. Сюда же мы отнесем и волевую сферу. Волю делать что либо и волю отказываться от ненужного и опасного. Волю преодолевать препятствия и трудности. Волю разрушать и строить. Интеллект, дающий нам способность получать, анализировать, накапливать и обрабатывать знания. Использовать их в своих интересах и целях; 

– социальную сферу.

Все мы приходим в этот мир людей, проживаем среди них свою жизнь и уходим из него в окружении людей. Человек – существо социальное. У каждого из нас были или есть родители, либо те, кто заменял их нам. К этой сфере относятся все социальные институты, в которых мы участвуем с самого своего рождения. Семья, работа, учеба, наши взаимоотношения с друзьями, коллегами, обществом в целом. Умение их строить, отстаивая свои границы, умение доверять другим и впускать ближе тех, кого мы хотим. Умение любить и быть любимым;

– духовную сферу. 

К ней мы можем отнести моральные, нравственные и этические принципы, по которым живет человек. Кто из нас не читал в детстве «Что такое хорошо и что такое плохо?» Нравственные и моральные ценности издревле выработаны человеком, но парадокс заключается в том, что каждый из нас, приходя в этот мир, примеряет их на себя. Для каждого из нас существуют свои «хорошо и плохо», свои «можно и нельзя». Так же в эту сферу можно отнести наши цели и смыслы. Кто из нас не задумывался над вопросами «Для чего я живу? К чему я стремлюсь в этом мире?» Даже если это происходит неосознанно, у каждого человека они есть. Были и будут. Сюда же мы отнесем и Веру в широком понимании смысла этого слова. Веру в нечто больше чем я сам. Каждый из нас верит во что-то свое. Индивидуальное и неповторимое. Кто-то верит в «высший разум», кто-то в справедливость, кто-то в природу или себя. И как часть веры сюда же мы отнесем наши религиозные предпочтения. Если человек выбрал для себя какую-то религиозную конфессию и готов жить согласно ее правилам. Не на словах, а на деле подтверждая свою Веру.

Возможно, читателю станет более понятно, о чем мы говорим, если я процитирую хрестоматийное определение понятия «здоровье», данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). «Здоровье – это полное биологическое, психологическое, социальное, душевное благополучие, а не просто отсутствие болезней».

Важность каждой из этих сфер очевидна! Давайте попробуем представить себе человека, у которого болит зуб. Будет влиять это на его психологическую сферу? Сможет он так же продуктивно и хорошо общаться с другими и заниматься своей работой? Будет ли он чувствовать гармонию с этим миром? Конечно, нет. Изменения в одной из сфер автоматически приведет к изменениям во всех остальных сферах.

А если пойти дальше в своих фантазиях и представить себе человека с совершенно замороженными чувствами. Например, Сильвестра Сталлоне из кинофильма «Рембо». Представьте себе теоретически человека без эмоциональной сферы. Робот. Без сострадания, жалости и других переживаний. Без боли и страха, без радости и печали. Машина, способная только разрушать.

А если убрать из нашей схемы социальную сферу? Практически невозможно. Человек – существо социальное. И без других он либо сходит с ума, либо погибает от одиночества.

Рассуждать и фантазировать на эту тему можно бесконечно. Но факт остается фактом. Человек не просто сумма всех его составляющих, это нечто большее. От того, что мы аккуратно положим в кастрюлю продукты и вскипятим их на огне, они не станут супом или борщом. Любая сфера нашей жизнедеятельности имеет значение и практически не заменима.

Я думаю, вы уже догадались: речь в нашей статье пойдет о химических и других зависимостях, разрушающих человека. Об алкоголизме и наркомании. О зависимости от игровых автоматов и никотина. Хотя суть не в веществе или поведении, которое «употребляет» зависимый, суть в причинах, по которым подросток начинает и продолжает употреблять и не может остановиться. Так что же такое зависимость?

Вопрос номер три, который логически вытекает из всего вышесказанного...

Что вы знаете про наркотики и алкоголь?

Для чего их употребляют люди?

Кто такие наркоманы и алкоголики?

Разговаривает ли кто-то с вами из взрослых про это? Дома? В школе?

Понимание зависимости как болезни существует, по меньшей мере, с прошлого века, хотя в обыденном сознании все еще прочно засел стереотип, что если человек употребляет наркотики, то единственная причина тому – его «непутевость», слабая воля, безответственность или, вообще, порочность и склонность к преступному образу жизни.

О том, что такое поведение зачастую может быть проявлением болезни, как кашель при гриппе, нередко забывается. По большому счету, пока у человека нет выбора и альтернативы употреблению в виде получения знаний, лечения и прохождения реабилитации, у него практически нет шансов прекратить употребление. Единицы из сформировавшихся зависимых прекращают употребление или разрушительное поведение. Мы не говорим о тех, кто просто заменил одну зависимость другой, возможно, менее разрушительной (наркотики алкоголем, алкоголь беспорядочными половыми связями), мы говорим о тех, кто изменил свое поведение и стал расти личностно во всех сферах.

Специалисты считают подобные заболевания относящимися к группе так называемых аддиктивных заболеваний, или болезней зависимости. (Аддикция – зависимость). Поскольку зависимость у наркоманов и алкоголиков проявляется от химических веществ – наркотиков, алкоголя, наркоманию (наряду с некоторыми другими видами зависимости, например, токсикоманией или зависимостью от медицинских препаратов) еще называют химической зависимостью. Другие формы зависимого поведения – зависимость от азартных игр, секса, еды и многого другого – относят просто к разрушительным формам поведения.

Самый простой способ понять, есть ли у человека зависимость, попросить его не употреблять в течение месяца или в течение месяца не заниматься тем делом, на которое он тратит столько сил, времени и ресурсов. Если человек может легко обходиться без алкоголя и наркотиков, если ему не стоит никаких усилий не разрушать себя игрой и прочими формами деструктивного поведения, то можно предположить, что он здоров.

Давайте для наглядности рассмотрим алкоголь. Его употребление. Злоупотребление. И заболевание «алкоголизм».

Не секрет, что хоть однажды в жизни алкоголь пробуют практически сто процентов населения земли. Так почему одни становятся зависимыми, а другие нет?

Сразу же возникает вопрос, возникает ли зависимость у человека постепенно или появляется сразу, как только человек употребляет первый раз?

Первый вопрос, на который нам предстоит ответить, «Зависимы ли мы? И от чего именно зависит любой человек?» Для того чтобы ответить, нам необходимо разобраться с понятием «потребности человека».

Вопрос номер четыре.

Чего ты хочешь достичь в жизни?

Какие у тебя на данный момент есть потребности?

Какие цели?

В чем смысл твоей жизни?

Разговаривает ли кто-то с вами из взрослых про это? Дома? В школе?

Краткая справка 
Абрахам Маслоу – известный психолог, новаторство исследований которого состояло в том, что он в отличие от большинства своих коллег стал изучать не патологические, нездоровые личности, а личности, которые полностью реализовались в жизни. Успешные и процветающие. Внесшие огромный вклад в развитие человечества.

Именно изучение здоровых личностей позволило Абрахаму Маслоу разработать иерархию удовлетворения потребностей, на которую опирались эти личности в процессе своего развития.

Постепенно удовлетворяя свои потребности, эти люди достигали невероятных достижений в своей жизни. Получали от нее полнейшее удовлетворение и практически не нуждались в искусственном стимулировании извне.

К первичным потребностям ученый отнес так называемые витальные потребности (от латинского vita – «жизнь»). Потребность в пище, воздухе, воде и сексе. Секс важен, так как без него невозможно возникновение человека. Без удовлетворения витальных потребностей каждый из нас попросту бы погиб как физиологический организм. Основной инстинкт человека – это инстинкт выживания. Любыми способами и в любых условиях.

К вторичным потребностям Маслоу отнес потребность в безопасности. Потребность в защите, жилье, тепле, одежде, возможности защищать свою территорию и отстаивать свои границы. Для каждого из нас важно иметь одежду, очаг, защищенное помещение, в котором он является хозяином и может не опасаться вторжения на свою территорию. Удовлетворение этих потребностей также способствует основному инстинкту.

К следующему, третьему, пункту в этой иерархии Маслоу отнес социальные потребности. Возможность стать уважаемым человеком, профессионалом в своем деле. Получить признание семьи, родителей, общества. Занимать важное положение и влиять на развитие своего социума. Будь-то семья, совет дома или Государственная дума.

Стать значимым в глазах других имеет огромное значение для каждого из нас. От этого напрямую зависят и самоуважение, и самооценка человека. К четвертому этапу в иерархии Маслоу относится потребность в самореализации личности. Когда все предыдущие потребности полностью удовлетворены, у человека появляется возможность реализовывать себя в творчестве. Оно может быть разнообразным. Культурные потребности, хобби, развитие своего творческого потенциала. Нет ни одного человека, в котором не было бы изначально заложен потенциал. Развитие талантов, развитие чувства прекрасного и гармонии присущи каждому.

И, верховными, стоящими во главе пирамиды потребностей, являются потребности в духовной жизни. Быть частью чего-то намного большего, чем сам человек. Некой глобальной идеи, превышающей все допустимые рамки. Исповедовать и разделять с другими некие моральные и нравственные ценности. Верить в нечто чудесное и необъяснимое. В сказочное, любящее и заботливое. И соответственно жить, применяя эти принципы в своей жизни.

Если вписать в эту пирамиду человека, можно легко представить, как он распрямляется, постепенно удовлетворяя свои потребности снизу вверх. Для человека в принципе достаточно, чтобы были удовлетворены первичные и духовные потребности. Это позволяет человеку стоять. Фундамента из первичных потребностей, необходимых для выживания и Веры в нечто большее, достаточно для того, что бы личность могла жить, постепенно восполняя пробелы в других сферах.

Да, человеку приходится нелегко на пути к удовлетворению своих потребностей, ему приходится преодолеть множество трудностей. Повзрослеть и физически, и эмоционально. Научиться терять, искать компромиссы, приспосабливаться к быстроменяющимся условиям выживания. Научиться проживать разные чувства. Приятные и невыносимо болезненные. Преодолевая шаг за шагом этапы своей жизни, человек растет как личность. Получая при этом удовлетворение от проживаемой жизни. Пользуясь заслуженными благами за приложенные усилия.

Но однажды, возможно еще в темные, дописьменные, века человечество обнаружило некий «лифт», открыв чудодейственные свойства алкоголя и наркотических растений. При помощи их человек научился, обходить трудности, удовлетворяя свои потребности. Он научился получать краткое удовлетворение без каких-либо усилий. Вместо того чтобы подниматься по лестнице роста, развиваться духовно, физически и эмоционально, можно просто ввести в организм вещество, и оно даст вам иллюзию счастья и удовольствия.

Помните известный фильм нашего детства «Пятнадцатилетний капитан»? Один из пиратов, чтобы направить судно в нужном направлении, подложил под компас железный топор. И вместо севера компас стал показывать на юг. То же самое происходит с человеческим организмом, когда в него попадает вещество. Человек теряет ориентиры. Его компас перестает действовать. И человеку кажется, что он всегда движется в нужном, правильном направлении. Куда бы он ни двигался на самом деле. Вещество не дает ему понять и осознать ошибку. (Если убрать железный топор, то курс выровняется.)

То же самое происходит и с нашим волшебным «лифтом». Суть его такова, что, поднявшись на нем, через какое-то время мы должны непременно спуститься туда же, откуда приехали. А то и ниже на этаж. Поднявшись на «лифте», мы лишаем себя возможности расти и учиться. И как только действие вещества проходит, мы оказываемся внизу.

Если мы продолжаем практиковать «катание на лифте», то через время он начинает заедать и привозить нас не туда, куда мы рассчитывали. А спуски обратно становятся все не комфортнее, и через какое-то время мы обнаруживаем себя в подвале дома. Непрерывные американские горки в чувствах и настроении.

Краткая справка
Джеймс Олдс – нейрофизиолог. Считается одним из основателей современной нейробиологии. Совместно с Питером Милнером открыл Центр удовлетворенности головного мозга.

Проводя эксперименты по изучению функций отдельных частей мозга, Джеймс Олдс вводил в мозг крысы электроды и подавал слабые разряды тока, наблюдая, как это отражается на ее поведении. Однажды он обнаружил такой участок в мозге, раздражение которого вызывало у крысы состояние эйфории. В последствии этот участок мозга был назван центром удовлетворенности. Место, где вырабатывались дофамин, серотонин, норадреналин, гамма-аминомасляная кислота и другие вещества, отвечающие за преодоление стрессов человеком и за возвращение ему равновесия. 

Ученый пошел дальше. При помощи нехитрого устройства он позволил крысе самой стимулировать этот центр. И крыса стала делать это все чаще и чаще. Нужно отметить, что крысы, достаточно социализированные существа, с четкой структурой и иерархией власти, с распределением ролей в своей популяции. Как только крыса получила возможность доставлять себе приятные ощущения при помощи стимуляции центра удовлетворенности, она перестала есть, обращать внимание на страх и боль, на особей противоположного пола, перестала быть социально активной.

В конце концов, она просто ежесекундно стимулировала этот участок мозга, пока не погибла от истощения. Ничего не могло оторвать ее от этого. Ей предлагали самца. Еду. Делали больно. Крыса игнорировала все внешние раздражители. Ей было хорошо. Для нее это был «лифт», который в одну секунду решал все ее проблемы. Самым доступным и быстрым способом удовлетворить свои потребности. Создать иллюзию их удовлетворения.

Точно по такому же принципу развивается зависимая форма поведения. Рано или поздно человек перестает интересоваться другими сферами жизни и все больше времени проводит за «любимым занятием». За тем, что доставляет ему наибольшие переживания неги и радости, возвращает к душевному покою и гармонии хоть на какое-то время.

Зависимый человек употреблением удовлетворяет все свои потребности одновременно. Либо они его попросту перестают интересовать. Становятся лишними. Парадокс состоит в том, что, когда подростки угощают друг друга наркотиками и алкоголем, они не хотят сделать кого-то наркоманом или алкоголиком, они просто делятся друг с другом лучшими и самыми яркими переживаниями, которые есть в их жизни.

Вопрос номер пять мы бы обязательно адресовали ребятам, которые начали употреблять.

Когда вы пробовали, собирались ли вы заниматься этим всю жизнь?

Собирались ли вы стать алкоголиками и наркоманами?

Думали ли, что ради наркотиков вам придется идти на преступление и, возможно, погибнуть?

Лишь со временем в шкале приоритетов и ценностей на первое место выходит зависимое поведение либо объект зависимости. И дело тут не в том, что он не хочет, что-либо изменить, а в том, что изменить он этого не может в силу особенностей строения своего организма. В силу того, что у его организма нет эффективной защиты от воздействия на мозг химических веществ.

Итак, возвращаясь к вопросу зависимого поведения, мы рассмотрим, от чего мы зависим изначально? Что произойдет с человеком, если он зажмет нос и рот и перекроет доступ кислорода? Что произойдет с нами, если мы перестанем пить и есть? Поместим человека на необитаемый остров, где у него не будет возможности общаться с другими людьми? Я уже не говорю о младенцах.

Вывод прост. Человек зависит от очень многих факторов и форм поведения.

Зависимости, от которых зависит наше выживание, мы рассматривать не будем. В наши задачи входит рассмотрение разрушающих, деструктивных зависимостей. И такой зависимостью может стать любая позитивная зависимость. Рассмотрим простой пример. 

Еда. Пока человек при помощи пищи утоляет голод и употребляет ее только для того, что бы дать организму питательные вещества для роста, эта зависимость от еды помогает человеку выжить. Как только человек начинает употреблять еду для того, чтобы получить удовольствие, «заедает» своё эмоциональное состояние, не может остановиться и делает это с завидным постоянством, невзирая на последствия, можно рассматривать это как деструктивную зависимость. Человек начинает есть при каждом переживании, тем самым избегая и не проживая его. Как следствие переедание и проблемы с весом, другими жизненно важными органами (печень, сердце, почки).

Объектом деструктивной зависимости может стать любая позитивная зависимость в ее крайнем проявлении. Секс (сексоголизм). Интернет. Азартные игры (лудомания, геймерство). Яркие чувства (эмоциональная нестабильность). Другой человек (созависимость). Работа (трудоголизм). Алкоголь (алкоголизм). Наркотики (наркомания). Власть. Телевизор. Хобби. Курение (табакокурение) и так далее. Этот список можно продлевать до бесконечности. В принципе, можно рассматривать как зависимость и профессиональный спорт, и увлечения экстремальными видами спорта (зависимость от адреналина, который вырабатывается в стрессовых ситуациях). Достаточно большое число зависимостей имеют в нашей стране социальное одобрение.

Взять «трудоголизм». Отец или мать с утра до вечера пропадают на работе. Ни на что другое просто ни остается и сил, и времени. Все это оправдывается тем, что они являются кормильцами. Более того, портрет человека висит на «Доске почета». Человек получает награды и премии. Его приводят в пример и т.д. Но все остальные жизненно важные сферы страдают. И такая форма поведения неизбежно приводит к проблемам в них. Страдают и здоровье, и психик,а и семья.

Либо возьмем зависимость от другого, глубоко любимого человека. Так называемую «созависимость». Безраздельная, всепоглощающая любовь к другому человеку. Такая «любовь» не просто поощряется, она воспевается в песнях и стихах. О ней слагают легенды и эпосы. Ее воспевает не только народ, но и великие писатели.

Такая модель семейных отношений впитывается с молоком матери. И несмотря на то, что один из супругов постоянно может страдать, он изо всех сил старается сохранить и спасти эти болезненные отношения. Потому что для него партнер становиться не просто любимым человеком, а объектом зависимости. Вся его жизнь концентрируется на жизни другого. И он, действительно, не может иначе! Так как, если перестать жить жизнью и проблемами другого человека, придется решать свои проблемы.

Если мы пойдем дальше и вернемся к теме химической зависимости, то, рассматривая употребление алкоголя в обществе, мы увидим, что употребляет практически 99,9 % взрослого населения. Но зависимыми из них становятся всего лишь 25 – 30 % от общего числа употребляющих. Умеренное и контролируемое употребление алкоголя «по поводу и для здоровья» не делает человека зависимым. Достаточно большое количество людей периодически выпивают, и это никак не влияет на их жизнь. Часть из употребляющих, впервые столкнувшись с негативными последствиями употребления (похмельный синдром, неуправляемое поведение), перестают употреблять либо употребляют понемногу. Они так могут в отличие от зависимого, который употребляет, несмотря на последствия. 

Отличие зависимого человека от независимого состоит в том, что зависимый человек продолжает употреблять, невзирая на негативные последствия от употребления, и самостоятельно не может остановиться. Если ему удается остановиться на время, то через какое-то время следует «срыв». И так долгие годы.

Другой способ увидеть, есть ли у человека предпосылки к зависимости, прост. Необходимо посмотреть, пытается ли он умерить или контролировать свое употребление. Независимому человеку, у которого не возникает трудностей, не придет в голову пить меньше, пить только по выходным или только по праздникам. Ему нет необходимости контролировать количество и частоту потребляемого вещества. Он может употреблять, а может с легкостью отказаться от употребления. Он может поставить на стол свою рюмку, едва пригубив свой алкоголь. Зависимый так не может. Он пьет, пока есть возможность.

Если рассматривать перечень зависимостей, то наркомания и алкоголизм всего лишь два вида деструктивных зависимостей из нескольких десятков других. Единственное, что отличает их от других зависимостей, – скорость развития и очевидность разрушительных последствий как для самого больного, так и для окружающих.

Что характерно для зависимого поведения? Наличие негативных и разрушительных последствий в результате употребления химических веществ. То есть, говоря простым языком, – боль! Боль не только физическая, а в большинстве случаев душевная и психологическая. Разрушение жизни в комплексе. Проблемы в разных сферах жизнедеятельности, напрямую связанные с употреблением и являющиеся последствиями оного.

Итак, возвращаясь к вопросу «зависимости – независимости», мы приходим к убеждению, что человек зависим изначально! Это данность, с которой мы приходим в этот мир и проживаем свою жизнь. Но одни зависимости помогают нам выжить, а другие убивают нас.

Само употребление – это следствие внутренних, нерешенных проблем, а не причина.

Все мы с детства знаем, что над водой находится лишь малая часть айсберга. Так и при употреблении веществ, изменяющих сознание. Само употребление с его проблемами и болью – это только верхушка айсберга. А причины, которые когда-то привели человека к употреблению, всегда скрыты под водой. И если верхушку убрать, то есть убрать употребление, то на поверхность всплывет то, что заставляет человека пить и употреблять наркотик. Играть и заедать свои переживания.

То, что человек перестает употреблять, это не решение проблемы зависимости, это всего лишь предпосылка для дальнейшего выздоровления и лечения.

Теперь, когда мы немного разобрались с этим вопросом, я предлагаю вернуться к нашему человеку. В принципе, для того чтобы человек стал употреблять, имеются тысячи причин. И они кроются во всех четырех сферах. Генетическая предрасположенность и дефицит удовлетворенности в биологической сфере. Отсутствие или нехватка вещества, расщепляющего алкоголь, как у многих малых народов (пьяный индеец или хант). Иллюзия, что вещество расслабляет и снимает усталость.

Способность веществ на первом этапе дать ощущение повышенной психологической активности и обезболить болезненные переживания. Испытать новые, неповторимые ощущения в психологической сфере. Преодолеть стеснение и комплексы. Стать трудоспособным и выносливым. Легко находить общий язык за счет открытости, которую дает вещество. И тысячи других плюсов употребления. Плюсы есть и в духовной сфере… Наполненность.

Кажущаяся осмысленность и невероятная целеустремленность. Все эти плюсы и становятся для человека бесплатным сыром в мышеловке. Постепенно в каждой из сфер начинаются проблемы. Сначала небольшие и почти не заметные. Но для того чтобы достичь желаемого эффекта от употребления, человеку приходится либо увеличивать количество потребляемого вещества либо чаще его употреблять. И, как следствие, проблемы усугубляются. И те, что человек хотел решить при помощи употребления, и вновь приобретенные вследствие частого употребления или злоупотребления.

В случае с зависимостями заболевание является хроническим и не проходящим со временем. Раз потеряв контроль над веществом или поведением, его невозможно обрести вновь без внешней помощи. Если у человека однажды возникли проблемы с веществами или поведением, то, даже имея многолетнюю ремиссию, то есть период воздержания, он не сможет употреблять или вести себя как обычный независимый человек.

Разрушения во всех четырех сферах будут прогрессировать по мере развития его заболевания. Постепенно возникнут серьезные проблемы со здоровьем, психикой. Зависимый может потерять семью, друзей, родных, работу и уважение окружающих. Потерять смысл и цель жизни. Если ему не помочь, то он обречен закончить свою жизнь либо в тюрьме, либо в больнице.

Подростки и дети

Вопрос номер 6.

Как вы думаете, что в нашем мире может нанести вам вред?

Какие в нем на данный момент существуют опасности?

Чего нужно опасаться и от чего отказываться?

Учат ли вас говорить «нет», если это необходимо?

Давайте честно признаем тот факт, что наш мир ориентирован на употребление. Употребление алкоголя социально приемлемо, разрекламировано средствами массовой информации и служит неким критерием взрослости. И правда состоит в том, что у подростков в нашем мире намного больше причин начать употребление, чем не делать этого. 

Можно выделить следующие мотивы начала употребления:

  • желание не отстать, быть как все;
  • стремление испытать новые ощущения;
  • способ развлечения;
  • завоевать престиж;
  • заглушить внутренние противоречия;
  • облегчить общение;
  • возможность уйти от проблем;
  • стимуляция фантазий;
  • протест против поколения родителей;
  • стимуляция творческих способностей;
  • подражание кумирам;
  • тысячи других, сугубо индивидуальных причин, чтобы употреблять химически активные вещества.

Причин не употреблять намного меньше. Подростки не употребляют потому, что:

– боятся (родителей, милиции, учителей, смерти и зависи¬мости). Для этого им необходимо без морализаторства давать знания о последствиях употребления. Не нужно давать им книги о том, как вещества действуют на психику. Обычно эти книги используются как призыв к действию и пособие по употреблению.

– у них есть убеждения, что этого не надо делать (они сами так ре¬шили, это их выбор). Доверяйте подросткам. Учите их выбирать и нести ответственность за свой выбор. Чтобы в один прекрасный момент не услышать упреков в том, что вы поломали им жизнь. Выбирая за них, вы берете ответственность за последствия на себя. И тем самым поощряете их паразитирование. Не даете им делать ошибки, взрослеть и расти здоровыми, целостными личностями.

– у них есть позитивный пример – уважаемый ими взрослый, раз¬деляющий ценность здорового образа жизни. Не побоимся повториться. Хотите помочь своему ребенку, начните меняться сами. Манипуляциями, угрозами и уговорами вы, скорее всего, ничего не добьетесь. Подросток может формально с вами согласиться, но сделает так, как считает нужным. Уговорами, угрозами и манипуляциями вы его подталкиваете к вранью, вынуждаете лгать вам. Дети учатся не тому, что им говорят, а тому, что видят в реальности. Употребляя и рассказывая, как это вредно, вы шлете ребенку двойной послание. Дезориентируете его. И, скорее всего, его выбор будет в пользу употребления.

Какова основная задача и основной инстинкт человека? Выжить! Первое, чему учили своих детей наши предки, – выживать. Выживать, используя весь потенциал, все накопленные знания и умения. По сути, ничего не изменилось в нашем мире, несмотря на то, что он стал более цивилизованным и окультуренным. Опасность никуда не делась, она просто видоизменилась и стала другой. Цивилизация и развитие научно-технического прогресса принесли, помимо благ, и новые опасности. 

Древние люди учили своих детей выслеживать и добывать пищу, пользоваться рыболовной снастью и возделывать землю. Пасти скот и ткать одежду. Всем тем необходимым в быту профессиям, которые помогали выжить. Учили защищать с оружием в руках свой дом и очаг от посягательства врагов. Биться на мечах, скакать на лошади и стрелять из лука. Кочевники учили своих детей пасти скот, бросать аркан и делать быстрые набеги в поисках добычи на оседлых соседей. Так или иначе, они учили свое потомство выживать в том мире, который был. Знания передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Дети учились, повторяя то, что делали их родители.

Дети воспитывались не только физически, но и духовно. Религия и ее требования не были просто формальными постулатами, в них был заложен опыт человечества. И этот опыт помогал обретать внутренний стержень, умение отстаивать свои убеждения. Свою Веру. Духовность определяла, что такое хорошо, а что такое плохо… И она была не просто формальной, а осознанной и применяемой на практике.

Наши дети часто не осознают опасности, которая им грозит в современном мире. Правда и парадокс состоит в том, что мы не учим их распознавать ее и противостоять ей. Мы учим их писать, делать аппликации, волшебству сложения, вычитания, извлечения корней и массе других интеллектуальных знаний. Заставляем читать классиков, писать сочинения, показываем звезды и физические фокусы устройства мира… Но в какой школе учат детей обращать внимание на свои чувства, понимать, о чем они говорят нам? Где детей учат понимать свои потребности и говорить «нет», если они не совпадают с навязываемой формой поведения? Где у нас учат быть личностью и отстаивать свои личностные границы? Где учат ответственности и самостоятельности? Где учат принимать решения и делать выбор?

Выживание по-прежнему остается основной задачей. Мы можем научить наших детей всему багажу интеллектуальных знаний, но если ребенок не умеет защитить себя от агрессивной внешней среды, не умеет выбирать тех, с кем ему общаться и на что ориентироваться, не умеет анализировать свои поступки и делать выводы, то цена этих знаний не велика.

Примером может служить практически любой престижный вуз. Ни для кого не секрет, что алкоголизм и наркомания не знают социальных границ. В зависимость с такой же легкостью попадают как «дети улиц», так и дети, которые обучаются в самых дорогих и престижных учебных заведениях нашей страны. Опыт показывает, что никакой багаж интеллектуальных знаний не защищает их от зависимости.

Мы с детства учим наших детей, что нельзя переходить дорогу на красный свет, мы объясняем им, что не нужно совать пальцы в розетку, так почему мы не учим их тому, как обезопасить себя от невидимых и от того еще более коварных врагов?!

Александр Caвицкий
Психолог некоммерческого фонда «Здоровая страна»

Поделиться: