профилактика зависимостей, ПОДДЕРЖКА ЦЕНТРОВ, ПОМОЩЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Парламентские слушания «О совершенствовании законодательства в сфере противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ»

1 декабря 2014 года президент НФ «Здоровая Cтрана» Александр Савицкий  и директор подмосковного филиала НФ «Здоровая Страна» Александр Винокуров приняли участие в Парламентских слушаниях «О совершенствовании законодательства в сфере противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ», проходивших в Малом зале Государственной Думы Российской Федерации.

Заседание парламентских слушаний, проходившее под председательством депутата Государственной Думы Яровой Ирины Анатольевны, открыл Иванов Виктор Петрович глава ФСКН РФ. Основной мыслью выступления главы ФСКН стал тезис о демографической, экономической и антикриминальной пользе от вложения денег в реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых. На один вложенный рубль в создание системы комплексной реабилитации, страна получит десятки рублей сэкономленных денег. Помимо экономической выгоды, уменьшатся потери в народонаселении репродуктивного возраста, и снизится криминальная обстановка. Вот основной посыл, который прозвучал в его выступлении.

Следующим выступающим была председатель парламентских слушаний депутат Государственной Думы Яровая Ирина Анатольевна. В своем выступлении она продолжила и развила мысль Виктора Петровича Иванова и призвала искать средства на создание системы комплексной реабилитации на местных уровнях в субъектах Федерации. Предложила возложить эту миссию на плечи Губернаторов и Руководителей субъектов. Привела в пример некоторые регионы, где уже сделано немало в этом плане.

Далее слово было предоставлено Давыдову Владимиру Александровичу заместителю председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателю Судебной коллегии по уголовным делам. Он в своем выступлении рассказал нам о неудовлетворительной работе судов по предоставлению отсрочки наркозависимым, совершившим не тяжкие преступления, которым был отсрочен приговор в связи с желанием пройти лечение и реабилитацию. В 2013 году было вынесено всего 69 таких решений, а в 2014 – 37. Владимир Александрович считает, что одной из причин этого является несогласованная работа между ведомствами и слабая информированность и заинтересованность судей во внедрении этого новшества в практику. К тому же существуют огромные пробелы в законодательстве в этой области.

Затем со своим докладом выступил представитель Министерства Финансов заместитель министра Горнин Леонид Владимирович. Его доклад был встречен пожеланиями к Министерству о финансировании (полном, или частичном) создания системы комплексной реабилитации. Он поддержал инициативу создания системы комплексной реабилитации, но… Напомнил собравшимся о том, что сейчас много трудностей. Далее начались прения между президиумом и выступающим, в результате которого во второй раз последовало предложение "о софинансирование этой подпрограммы из федерального и местных бюджетов".
В заключительном резюме по этому выступлению Яровая Ирина Анатольевна отметила, что вопрос создания системы реабилитации, помимо всего прочего, это вопрос политический и потенциально перспективный. На данный момент мы рискуем потерять достаточно большое количество мужчин и женщин, которые могут являться гарантами национальной безопасности страны.

Далее выступал Зубов Игорь Николаевич статс-секретарь заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Он напомнил собравшимся неутешительные цифры по уголовным делам, связанным напрямую и косвенно с употреблением наркотиков. В этом году таких приговоров было вынесено более 122 000, что больше на 12%, чем в предыдущем году. Эти дела составляют 63% от всех уголовных дел в 2014 году. Так же он отметил, что в стране, где на профилактику не выделено ни копейки, это не удивительно. Как юрист, он обратил внимание собравшихся специалистов на то, что нет никакой правовой базы. Никто не может сказать, что такое «ресоциализация»?! Это понятие вне правового поля. А пока все эти понятия не регламентированы, ждать финансовой помощи не совсем оправданно и преждевременно.

Затем слово было предоставлено Онищенко Геннадию Григорьевичу Помощнику Председателя Правительства Российской Федерации. Геннадий Григорьевич напомнил, что сегодня в День борьбы со СПИДом, данное мероприятие весьма символично. Он рассказал, что в связи с употреблением инъекционных наркотиков, всегда существовало три проблемы: ВИЧ – инфекция, сочетанная с туберкулезом и инфицирование гепатитом В. И если с гепатитом В, в нашей стране разобрались, то в сфере распространения ВИЧ, не все гладко. Идет непрерывный рост инфицирования, и 57% случаев передачи ВИЧ связанно с немедицинским употреблением наркотических веществ…

Далее выступали: Крупнов Юрий Васильевич - директор Института Демографии, Хамзаев Султан Султанович - член Общественной Палаты РФ. Они говорили о необходимости развития системы реабилитации, о возрождении транзитных медицинских вытрезвителей и воспитании патриотизма у российских граждан.

Далее было предложено поделиться позитивным опытом представителю НФ «Здоровая Страна» Винокурову Александру. Александр рассказал об участии НФ «Здоровая Страна» в эксперименте Правительства Москвы и выступил с докладом на тему: «Оказание гражданам, больным наркоманией и прошедшим курс лечения от наркомании, услуг по социальной реабилитации с использованием сертификата - как компонент государственной поддержки НКО (на примере г. Москва)».
В своем выступлении он рассказал о нашем опыте:«04 апреля 2014 г. вышло постановление Правительства Москвы № 161-ПП «О проведении в городе Москве эксперимента по оказанию гражданам, больным наркоманией и прошедшим лечение от наркомании, услуг по социальной реабилитации с использованием сертификата».
В ходе работы выяснилось, что тема реабилитации наркозависимых недостаточно хорошо знакома непрофильным организациям, вошедшим в состав межведомственной комиссии. Также, из-за слабой информированности населения о проведении эксперимента, полноценная работа началась только в июле 2014 года (по данным на 11 июля было выдано только 5 именных сертификатов).

Проанализировав причины сложившейся ситуации, полагаем необходимым обратить внимание присутствующих на следующие моменты:
1.​ Низкая информированность населения о проведении эксперимента.
Некоммерческим Фондом «Здоровая Страна» было организованно информирование более 350 граждан о сертификатах, обратившихся через Всероссийский колл-центр. Также специалисты Фонда провели серию семинаров и презентаций для родственников наркозависимых граждан, в которых приняло участие около 200 человек.
2.​ Технические проблемы со сбором разрешительной документации для получения сертификата.
Некоммерческим Фондом «Здоровая Страна» была подготовлена и выделена группа специалистов под руководством Винокурова А. А., для организации социального сопровождения наркозависимых и членов их семей, в процессе получения именного сертификата. Это существенно сократило время сбора документов и помогло привлечь к эксперименту большее количество претендентов. Только благодаря этому, НФ «Здоровая Страна» помог получить именные сертификаты и попасть в качественные реабилитационные центры более 50% наркозависимых, участвующих в эксперименте. Всего было выдано 111 сертификатов, из которых 49 при содействии и помощи НФ «Здоровая Страна».
Считаем возможным рекомендовать в ходе дальнейшего проведения подобных экспериментов закрепление социального сопровождения наркозависимых и их близкого окружения, как обязательное условие участия в эксперименте с целью повышения их качества и результативности.
3. Проблема анонимности наркозависимых больных. В ходе эксперимента мы заметили, что граждане, прошедшие лечение от наркотической зависимости в частных клиниках, не обращались в государственную наркологию, так как их пугает постановка на наркологический учет. По нашим данным - это более 60% наркопотребителей, нуждающихся в помощи. В связи с этим, они не могут получить помощь и участвовать в эксперименте с использованием именного сертификата.
Предлагаем наркозависимых лиц, не прошедших стационарное лечение в государственной наркологии, направлять на дневное амбулаторное лечение с постановкой на годичный профильный учет в органах здравоохранения. А, при наличии ходатайства из реабилитационного центра и прохождении психологического тестирования в государственной наркологии, в случае наличия устойчивой ремиссии – снимать с профильного учета.
4. Считаем необходимым включать в состав межведомственных комиссий представителей организаций, участвующих в проведении эксперимента.
Это даст возможность осуществлять обратную связь в более оперативном режиме и своевременно корректировать ход эксперимента что, несомненно, повысит его эффективность. Так, благодаря участию представителей реабилитационных центров в заседании комиссии, проходившей на базе РЦ «Навигатор», было принято несколько важных дополнений, значительно улучшивших его реализацию.
5. Расширить спектр услуг по социальной реабилитации и включить в процесс реабилитации по сертификату постлечебное сопровождение и прохождение амбулаторной программы.
Данная мера увеличит срок социальной реабилитации на 90 дней, что, по нашему мнению, повысит эффективность реабилитационного процесса и снизит угрозу рецидива у наркозависимых.
Учитывая специфику заболевания - наркотической зависимостью, особенностями психологии, лиц изъявивших пройти лечение, любой административный или психологических барьер на их пути может привести к отказу от прохождения реабилитации. Реабилитационный процесс, без которого уже нельзя представить борьбу с наркоманией в России может вернуть к нормальной жизни огромное количество граждан, и сделать их полноценными членами общества».

В заключительном выступлении Виктор Петрович Иванов еще раз призвал всех собравшихся объединить усилия в деле создания системы комплексной реабилитации.



gos1.jpg gos2.jpg gos3.jpg gos4.jpg gos5.jpg gos6.jpg gos7.jpg gos8.jpg

Поделиться: