профилактика зависимостей, ПОДДЕРЖКА ЦЕНТРОВ, ПОМОЩЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Завершается согласование и общественное обсуждение проекта Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ»

Медлить нам нельзя!22 мая 2013 года в ФСКН России состоялось заседание Общественного совета ФСКН России. Участники заседания: члены Совета, Общественной палаты РФ, эксперты и специалисты в области профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых лиц обсуждали реализацию поручений по формированию Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», а также возможности создания реабилитационных центров для наркозависимых лиц, в том числе на базе сельскохозяйственных поселений.

В работе заседания принял участие председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Иванов, который в своем обращении к участникам Совета, в частности, заметил:

- Сама по себе полицейская работа должна обязательно дополняться не менее эффективной деятельностью и политикой государства, направленной на освобождение от наркозависимости с одной стороны, а с другой стороны, разрушила бы инфраструктуру распространения наркотиков. Тогда произойдет существенное снижение уровня наркомании, наркопреступности и криминализации в молодежной среде.

Все знают, что одними таблетками наркомания и алкоголизм не лечатся. Эти проблемы решаются другими способами. Поэтому Государственная межведомственная программа «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» направлена на решение базовых факторов. В том числе это вовлечение значительного количества наркопотребителей в программы реабилитации и локализации в специализированных центрах, реабилитационная деятельность которых направлена на коррекцию образа жизни, асоциального, преступного поведения наркозависимых и возвращения их к нормальной жизни в социуме.

При этом, как показала международная практика и анализ действий наших центров, очень важна работа с семьями. И эта работа должна быть институционализирована в закон Российской Федерации и, прежде всего, в закон о социальном обслуживании. На сегодняшний день такой законопроект находится в Госдуме.

Необходимо рассматривать эту программу комплексно. На 25 % она функционально связана с медициной, на 25 % - с социальной службой и на 50 % решает задачи правоохранительной деятельности как профилактики наркопреступности, так и преступности в целом. Это судьбоносная программа, крайне востребованная в РФ.

И здесь только государственного ресурса, государственного бюджета будет недостаточно. У нас на сегодняшний день 1730 реабилитационных коек в стране и при этом 8,5 млн. наркопотребителей. Цифры просто несоизмеримые! Есть ресурс неправительственных организаций, которые занимаются этой проблемой, но пока вне внимания со стороны государства. Программа мобилизует и этот ресурс. Неправительственные организации готовы и ждут появления этой программы. Поэтому медлить нам нельзя!

Во время перерыва Виктор Иванов ответил на вопросы журналистов. В частности, он отметил:

Медлить нам нельзя!- Программа направлена на подрыв социально-экономических причин наркомании, поскольку базовым инфраструктурным фактором распространения наркотиков являются сами наркопотребители. С этим контингентом надо работать. К наркологам обращается менее 8 % наркопотребителей в стране, а остальные предоставлены сами себе, они неизвестны ни наркологии, ни здравоохранению, ни социальным службам. Зато время от времени они попадают в поле зрения правоохранительных органов, как ФСКН России, так и МВД. Мы ежегодно видим 200 тысяч таких наркопотребителей.

Поэтому программа направлена на вовлечение к реабилитации порядка 150 тысяч наркопотребителей на первом этапе, что позволит локализовать этих людей в специализированных центрах, как правило, неправительственных организаций. В них, с одной стороны, ими займутся опытные психологи и педагоги, а с другой стороны, такая локализация позволит мобилизовать и задействовать ресурс социальных служб, служб здравоохранения регионов, которые начали бы работать с ними, с их семьями, возвращая их к нормальному образу жизни путем коррекции социального поведения. К тому же во время длительных программ реабилитации (в среднем до года) наркопотребители не участвуют в криминальных цепочках, тем самым резко уменьшается количество наркопреступлений.

- Виктор Петрович, Вы говорили, что в России могут быть введены специальные суды, по примеру США, когда наркопотребителю в ходе разбирательства предлагается либо пройти курс лечения, либо отправиться в места лишения свободы. Какова судьба этих предложений, что удалось сделать в этом направлении?

- Да, действительно, мы такую инициативу продвигаем, и в рамках ее реализации нам удалось принять два законопроекта. Первый направлен на то, чтобы наркопотребителей, которые совершили преступления незначительной силы тяжести, наказание которых предусматривает максимальный срок до двух лет, не отправлять в колонию, а по решению суда направить на реабилитационные программы. Этот закон уже в действии, теперь можно будет анализировать эффективность его применения.

Второй законопроект предусматривает в порядке административного судопроизводства, чтобы суды выносили решения о необходимости прохождения этими правонарушителями программ реабилитации. Он сейчас находится в Госдуме, где проходит согласование. Я надеюсь, что в весеннюю сессию он будет принят.

- Сколько негосударственных реабилитационных центров сейчас, хватает ли их? Будет ли проводиться лечение за государственный счет?

Медлить нам нельзя!- На сегодняшний день в нашей стране свыше 500 таких центров, но пока они функционируют вне поля поддержки государства. Нет стандартов, нет программ поддержки. Люди сами проявляют инициативу, создавая такие центры. Кто-то под влиянием личных обстоятельств, кто-то из соображений благотворительности, понимания важность этой проблемы, кто-то из чувства жалости к семьям, в которых есть наркопотребители и они не знают, куда обратиться. Иными словами, центры есть, необходимо опереться на этот потенциал, стандартизовать эту деятельность, оказать содействие в их добровольной сертификации и поддержать их. Тогда этот потенциал заработает более активно.

Поэтому задача состоит в том, чтобы через государственную межведомственную программу отработать стандарты и правила добровольной сертификации, обеспечить текущую работу по подготовке кадров для такого вида деятельности. Наше общение с неправительственными организациями показывает, что они все развернуты к действующей власти, и федеральной, и региональной. Они буквально протягивают руки и говорят: «Помогите нам! Сделайте быстрее эту программу». То же самое подтверждают и губернаторы. Поэтому я бы хотел попросить всех коллег в федеральных органах исполнительной власти как можно быстрее завершить процедуру согласования, потому что этого ждет общество.

Конечно, без денежных средств организовывать такую масштабную программу невозможно. Предусматривается, что на все реабилитационные центры будет выделяться порядка 20 миллиардов рублей ежегодно. Привлечение в реабилитационную программу этих денег позволит предотвратить несколько сотен тысяч фактов сбыта наркотиков ежегодно, то есть преступлений. Для сведения и ФСКН, и МВД, совместно, расследуют 240 тысяч преступлений. Если говорить об эффективности программы, эти цифры как раз и отражают ее реальную эффективность.

- Сегодня на Общественном совете обсуждается создание центров на базе сельскохозяйственных организаций. Есть ли возможность альтернативной социализации? Обучение профессии, полезной для жизни в городском социуме?

- Программа должна быть гибкой. Если наркопотребитель в самой начальной стадии, то, возможно, достаточно амбулаторной реабилитации, где будут проходить различные терапевтические занятия, работать психологи. Тем, у кого уже сформирована стойкая зависимость, потребуется более длительный курс реабилитации и ресоциализации, до полутора лет.

Что касается местности. Конечно, городской житель и житель сельской местности – это разные люди, поэтому необязательно делать упор только на сельскохозяйственные работы. Хотя пример, увиденный мною в Италии, показывает, что наркопотребители из Рима охотно трудятся на свежем воздухе на виноградниках фермы, окучивая виноградную лозу. Очень высокой квалификации там не требуется, это не космические технологии.

В качестве альтернативного примера, могу рассказать, что в декабре прошлого года я был в Бостоне. Там посетил специализированную школу, где завершают среднее образование подростки-наркопотребители. Я встречался с этими школьниками. Нормальные ребята, многие показывают хорошие результаты в спорте. Они учатся, и с ними проводятся терапевтические занятия. Да, в школе есть определенные правила. Школьники должны вовремя приходить домой и так далее. Но дети испытывают чувство удовлетворения от того, что завершают образование, что они полноценные люди. И у них формируется определенное отношение к собственной ситуации, они понимают свою проблему, они ею занимаются. Ее понимают родители, которые полностью в курсе процесса и поддерживают своих детей. И это тоже реабилитация.

Медлить нам нельзя!Безусловно, если человек наркоман с пятилетним стажем, то есть еще со школы, то он не приобрел ни специальности, ни получил необходимых знаний. Вопросы, связанные с приобретением компьютерной грамотности и каких-то иных профессий имеют большое значение. Так молодых женщин и девушек важно, например, обучить воспитанию детей, чтобы они знали, как это делать. И это знание тоже очень важно. Иными словами, это проблема не только здравоохранения, это во многом социальная проблема.

Реализуя программу, мы наносим колоссальный удар по наркомании и наркопреступности. Не перемалыванием этих молодых людей - наркопотребителей в тюрьмах, а путем освобождения их от зависимости и возвращения к полноценной трезвой жизни.

Поделиться: